Новини

 

Публікація в газеті "2000": "За год КНУ обошел около 100 ведущих университетов мира"

02.10.2013
Газета "2000", № 37(668) від 13-19 вересня



За год КНУ обошел около 100 ведущих университетов мира

Роман БАРАШЕВ

Об этом свидетельствует рейтинг, обнародованный 10 сентября международной организацией QS World University Rankings, которая в 10-й раз проводит оценивание качества образовательной и научной работы вузов разных стран.
Если в прошлом году Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко вошел в обойму из 501—550 лучших (персональное место присваивается только университетам, занявшим с 1-го по 200-е места), то в рейтинге-2013 переместился на 441—450-е.

«2000» поздравили с этим несомненным успехом ректора КНУ Леонида Губерского, последние 5 лет возглавляющего флагман отечественного образования, и поинтересовались:

— Леонид Васильевич, насколько лично для вас важна эта оценка?

— Я получил еще один повод для гордости за свой коллектив, за то, что наши заслуги признаются на международном уровне — это приятно. Вдвойне приятно получать такие оценки в атмосфере, когда стало модным только ругать отечественное образование, снижая его престиж, называя отсталым.

— Наши СМИ стали обращать внимание на мировые рейтинги стандартов качества университетов относительно недавно, и, действительно, наиболее смакуется тема «ни один украинский вуз не занимает в них сколько-нибудь заметных позиций».

— Особенно в телевизионных СМИ — сложилась тенденция: ни слова о достижениях в сфере образования. Дескать, никому это не интересно. Интересно находить изъяны, например дырку в стене общежития. А культ знаний и науки считается пережитком старого времени.

Студенчество — вообще вне сферы интересов массмедиа. Словно кем-то ставится задача — показывать наше общество как общество бандитов, рэкетиров и проституток. Не выдающихся студентов, не талантливых выпускников, не победителей международных олимпиад. Это обидно. И когда, как вы говорите, смакуется тема отсталости украинского образования и учиться рекомендуют только за рубежом, просто хочется выключить телевизор или компьютер. Кому они яму роют? Будущему страны.

Относительно рейтингов. Есть несколько международных рейтинговых агентств, оценивающих уровень университетского обучения. Наиболее известны четыре.

Начнем с Times Higher Education — это рейтинг одноименного британского журнала. Его основные критерии — финансирование вуза, оценки работодателей, цитируемость в ведущих, в основном англоязычных научных изданиях, число иностранных преподавателей и студентов, работающих и учащихся в нем.

— КНУ принимает участие в этом рейтинге?

— Да, хотя высокими результатами похвастаться не можем. И не только мы. Две глыбы российского образования — МГУ им. Ломоносова и МИФИ — в прошлом году вошли, согласно этому рейтингу, в 300 лучших вузов, но и российские СМИ ответили на это упреками: «не смогли войти даже в первую сотню».

На что министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов совершенно справедливо ответил, что основные критерии данного рейтинга не подходят для оценки качества обучения в университетах. Многие специалисты в свою очередь отметили, и я готов согласиться с ними — финансирование не может являться главным аргументом оценивания вуза. Конечно, имей мы такое финансирование, как Гарвард...

— Оплачивают ли университеты участие в рейтингах?

— Нет.

— Не звучат ли предложения, что такая-то сумма гарантирует вам попадание в десятку, а такая-то — в сотню лучших?

— Нет, таких предложений не поступало.

Еще один подход. Шанхайский, или Академический рейтинг университетов мира (ARWU). Он составляется в Институте высшего образования Шанхайского университета Цзяо Тун, и изначально был создан, чтобы выяснить причины разрыва между университетами китайскими и мирового класса. Ранжирует вузы, прежде всего учитывая финансовое состояние и материальную базу, выпускников, которые стали лауреатами Нобелевской или Филдсовской премии, кто из лауреатов читает в данном вузе лекции или ведет научную работу, число статей, опубликованных работниками вузов в журналах уровня Nature и Science и др. Результаты публикуются в The Ecoomist.

Почему мы не подаем заявку для участия в Шанхайском рейтинге? Потому что понимаем: не можем конкурировать по критерию «финансовое состояние и материальная база» со многими университетами зажиточных стран, у которых есть возможность приглашать нобелевских лауреатов, платить им деньги.

Увы, мы не можем себе позволить жить на широкую ногу, но стараемся держать марку. Скажем, в прошлом году перед нашими студентами выступали нобелевские лауреаты — российский физик, академик из России Жорес Алфёров, французский химик Жан-Мари Лен, лауреат Филдсовской премии математик Ефим Зельманов, которые избраны почетными докторами университета. Зарубежные профессора работают у нас постоянно — около 200 чел. в год. Мы поддерживаем деловые отношения со 120 университетами мира. На постоянной основе работают преподаватели — носители японского, китайского, корейского, польского и др. языков.
Есть еще так называемый Вебометрический рейтинг университетов мира (Webometrics ranking of world's universities), анализирует уровень их представления в интернете. Его составляют специалисты Национального исследовательского совета Испании (при министерстве науки и инноваций), вычисляя, как тот или иной вуз индексируется поисковой системой Google, сколько внешних ссылок направляют на домен университета и т. д.

Но это далеко не все способы оценивания. Собственные рейтинги пытается создать как Еврокомиссия, так и российское агентство «Эксперт», подключаются к процессу министерства многих стран. Наше МОН составляет рейтинг украинских университетов, где КНУ второй год подряд занимает первое место.

— Перейдем к рейтингу QS World University Rankings*, согласно которому КНУ существенно рванул вперед.

______________________________
* Штаб-квартира QS World University Rankings (www.topuniversities.com/university-rankings) находится в Лондоне. При подготовке рейтинга-2013 специалисты QS опросили 90 тыс. респондентов, проанализировали более 3 тыс. университетов. Всего в рейтинге выделено 800 вузов.

— Прежде поясню, что рейтинг вышеупомянутой организации ответвился от Times Higher Education в 2008 г., начав сотрудничество с голландским издательством Elsevier, — крупнейшим холдингом по изданию научной, технической и медицинской литературы с более чем 400-летней историей. Он позиционируется как рейтинг для потребителей образовательных услуг, включая такие составляющие, как образовательная сфера (40%), наука (30%), а материальной базе и привлечению к работе зарубежной профессуры придает второстепенное значение (по 5%).

— Правильно ли я понимаю, что рейтинговые агентства присылают вам определенные анкеты для заполнения? Но проверяют ли они сведения, которые указывают вузы, или верят на слово?

— Пожалуй, QS — первое среди международных рейтинговых агентств, которое направило специалиста для проверки в наш университет. Региональный директор QS по Восточной и Центральной Европе Зоя Зайцева 4 дня провела у нас, занимаясь аудитом. И надо сказать, подошла к этой работе со всей ответственностью — перешерстила весь университет.

— Согласитесь ли вы со мной, что составители западных (и азиатских) рейтингов проводят «судейство» на своем поле и вряд ли позволят войти КНУ в сотню лучших, каких бы одаренных специалистов вы ни выпускали?

— Есть много мнений по этому поводу. Но мы решили так: поскольку и работодатели, и абитуриенты начали этими рейтингами интересоваться, придавать им серьезное значение, стоит в «игру» ввязаться и нам. Сейчас в области образования идет жесткая конкуренция, и мы просто обязаны представлять наш университет и Украину на международной арене.

— В прошлом году я анализировал самые популярные интернет-ресурсы, специализирующиеся на образовательной сфере («Чупакабры, пожирающие здравый смысл» — 2000.net.ua/2000/aspekty/intel/85853) и отметил, что большинство из них направлено на лоббирование западного образования.

— И надо признать, агитация очень мощная. Но вы еще опросите наших дипломатов, дети которых учатся в школах Западной Европы. И услышите, что ученик 5-го класса украинской школы заткнет за пояс их семиклассника. И за этим стоит колоссальный труд преподавателей средней школы, но их работа, к сожалению, также повсеместно недооценивается.

Не секрет, что в украинские университеты приезжают делегации американцев, канадцев, французов, немцев, испанцев, итальянцев, англичан, чехов... с одной просьбой — дайте ваших бакалавров. Отвечаю: вы же всюду рассказываете, что наш уровень образования никакой. На что мне один болгарин из британского университета сказал, что у него на магистерской программе «инженерный дизайн» 90% выходцев из Украины. Чудесных специалистов! Уровень знаний высок, свободно говорят по-английски, по ментальности — европейцы.
Об этом, увы, тоже не говорят в центральных СМИ, но наши студенты ежегодно привозят целые коллекции золотых и серебряных медалей с научных олимпиад. Скажем, на одной из последних — международной математической олимпиаде им. Войтеха Ярника в Чехии, где соревновались ребята из 41 университета России, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Германии и др. стран, наш Евгений Македонский получил диплом первой степени и одну из 10 главных наград (всего в олимпиаде принимали участие 184 студента). И таких примеров могу привести массу — относительно наших экономистов, правоведов, физиков, химиков, биологов...

Любой вуз определяется уровнем образования своих выпускников. Но почему-то в перечисленных рейтингах не учитывается, где работают бывшие студенты. Каково их общественное признание? А мы могли бы сказать, что 52 народных депутата Украины — выпускники КНУ, что в Министерстве иностранных дел работают практически все наши выпускники, что 3 действующих министра...

— Вы, видимо, пропустили прошлогодний материал в «2000» «Вузы, выводящие в министерские кабинеты» (2000.net.ua/2000/aspekty/obrazovanie/81154). В нашем рейтинге говорилось, что наиболее сильно в Кабмине (среди министров и их заместителей) представлено киевское «студенческое братство» (29 бывших студентов столичных вузов, из них 10 — выпускники КНУ).

Не могу не коснуться вопроса о результатах вступительной кампании в КНУ этого года.

— В этом году в КНУ было подано 51 894 заявления. Примерно на 10 тыс. больше, чем в прошлом. Такого «нашествия» университет не знал за всю свою историю. Конкурс зашкаливал до 90 чел. на место.

— Какие же специальности нынче наиболее привлекательны?

— Туризм (географический факультет) — конкурс 91 чел. на место, реклама и связи с общественностью (Институт журналистики) — 58, программная инженерия (факультет кибернетики) — 55, издательское дело и редактирование (Институт журналистики) — 44, прикладная лингвистика и английский язык (филологический факультет) — 37.
Вырос конкурс на ряд специальностей естественного цикла (системный анализ — 32, компьютерная инженерия — 29, прикладная математика — 20, информатика — 20, охрана окружающей среды — 14, география — 12), а также на восточные языки (китайский — 32, корейский — 23, турецкий — 12, хинди — 12, вьетнамский — 11, арабский — 10, индонезийский — 9).

Здесь важно сказать, что именно к нам идут круглые отличники. И не просто круглые, а те, кто учился на «5 с плюсом». В 2013-м зачислены 12 чел., которые имеют по два «200-балльных» сертификата ВНО, 192 — имеющих один сертификат с 200 баллами.

— Один из украинских журналов также ежегодно составляет рейтинг вузов, опираясь на мнения работодателей. В нем КНУ часто оказывается на вторых ролях. Нет тут подтасовок или каких-то подводных камней?

— Тут вот какое дело. Почему, скажем, по экономическим наукам при опросе работодателей нас опережает Киевский национальный экономический университет им. Гетьмана? Простая арифметика. Мы ежегодно выпускаем 150 экономистов, а КНЭУ, специализирующийся на экономике, — 1500. Выпускников какого вуза среди работодателей знают больше? Конечно, КНЭУ. Кому больше голосов они дадут?.. Количеством взяли, качественный же показатель при таком подходе не учитывается.

И в этом еще одна проблема современности. Бизнес зачастую безразличен к качественному, фундаментальному образованию выпускника. Разносторонни ли его познания? Разбирается ли он в искусстве? Бизнесу важна быстрая отдача, узкие специалисты. Чтобы бухгалтерию какого-нибудь пластмассового производства понимал.
Но я никогда не соглашусь с такой «востребованностью» наших студентов. Я вижу их настоящими интеллигентами, интеллектуалами с широким кругозором.

К слову, мы подписали соглашение о сотрудничестве с ректором Киевского института музыки им. Глиэра, народным артистом Украины, профессором Александром Злотником. Верю, что это поможет духовному воспитанию наших студентов.
Переговоры о будущем сотрудничестве в новом художественном салоне Национального университета им. Т. Шевченко: ректор КНУ Леонид Губерский, директор Киевского института музыки Александр Злотник, руководитель пресс-службы КНУ Наталья Мищерская.

Да, у нас есть кафедра этики и эстетики, читаются курсы истории искусства. Но важно и дальше укреплять и поднимать духовное начало студенчества. В главном корпусе КНУ мы создали художественный салон, где еженедельно будем проводить вечера камерной музыки, выставки скульпторов, художников...

В ближайшее время будет открыта кафедра искусств, причем, считаю, искусствоведческие предметы должны стать обязательными и для физиков, и для химиков, и для математиков. Ведь университет это не только научный и образовательный центр, но и центр духовной культуры украинского народа.

— А вот, скажите, Леонид Васильевич, эта самая духовность должна включать и такое понятие, как благодарность за то, что альма-матер вывела нас в люди, а кого-то сделала человеком влиятельным, состоятельным? Я к вопросу о меценатах. Многие ли из бывших выпускников, став успешными людьми, считают должным отблагодарить КНУ?

— Болезненный вопрос. Ханенки, Терещенки... Почему их нет? В любом крупном американском университете, где финансирование в разы больше, чем у нас, финансирование от государства составляет примерно треть, остальное — гранты и меценатская помощь. Можно, конечно, оправдываться, дескать, состоятельным людям только недавно была предоставлена возможность легализовать свои доходы, нет закона о благотворительной деятельности...

— Что, не назовете ни одной фамилии?

— Почему нет! К примеру, Пинчук, Порошенко, Фирташ.

P.S. Президентским указом «О праздновании 180-летия КНУ им. Т. Шевченко» (юбилей будет отмечаться в следующем году), где университет назван «главным образовательно-научным центром Украины по подготовке научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации», созданы предпосылки для кардинального рывка вперед, и если президентские устремления воплотятся в жизнь, то это непременно отразится на дальнейшем продвижении первого отечественного вуза по «международным рейтинговым лестницам».

В указе президент поручает правительству проработать вопросы:
— по увеличению на 30% установленных размеров заработной платы работникам университета;
— по финансированию ежегодной стажировки 1000 студентов и аспирантов и 200 научно-педагогических и научных работников в ведущих зарубежных образовательно-научных центрах;
— по финансированию научных исследований — не менее 25% общего объема бюджетного финансирования университета (сейчас на исследования выделяется 12—13%);
— по приобретению современного оборудования, реконструкции учебных корпусов университета, Ботанического сада им. академика Фомина, НИИ «Крымская астрофизическая обсерватория»;
— по строительству в Киеве новых учебных корпусов для Института журналистики и Института высоких технологий.

Очень хочется верить, что эти вопросы не только проработают, но и отработают, как говорится, на все сто.


http://2000.net.ua/2000/aspekty/obrazovanie/93612
Інформаційно-обчислювальний центр університету

© Всі права захищені 1995-2024