Новини

 

Ректор Леонид Губерский: "Сегодня качество образования – главная задача вузов"

14.06.2010

Журнал «Профиль», №24 (142-143), 12.06.2010

Алена ГРОМНИЦКАЯ, Мария СТАРОЖИЦКАЯ, «Профиль»

Ректор Киевского национального университета Леонид Губерский готовится ко вступительной кампании – она в 2010-м обещает быть не легче прошлогодней, но часть бывших проблем уже удалось решить. О том, что нового ждет абитуриентов в этом году, он рассказал в интервью «Профилю».

Леонид Васильевич, так выдержало ли внешнее тестирование испытание временем?
Совет ректоров, подчеркну, всегда поддерживал тестирование – оно должно было дать большую объективность при подборе абитуриентов для поступления в вузы и обеспечить доступ к университетам наиболее подготовленной школьной молодежи. Вот такая двуединая задача. Первые два года дали много позитивного. Мы анализировали состав детей, набранных на первый курс – больше стало представителей сельских школ, выходцев из отдаленных регионов, которые приходили с сертификатами, зафиксировавшими высокое количество баллов. Меньше стало разговоров о вузах-коррупционерах. Но в правилах приема обнаружились и недостатки – прежде всего, наличие чрезвычайно разнообразных льгот. И, когда мы стали проверять разные медицинские справки, дающие право на внеконкурсное зачисление, более того, как только абитуриентам стало известно о такой проверке, сразу многие забрали документы. И все равно количество льготников превышало количество бюджетных мест, что само по себе ненормальное явление; вам должно быть известно о возмущении родителей, чей ребенок с наивысшим баллом не смог поступить на учебу за счет государства, потому что все бюджетные места оказались заняты теми, кто имел право на льготы.

И как сейчас разрешается эта проблема?

Отмечу, что новое правительство, новый министр образования очень внимательно рассмотрели предложения, выдвигавшиеся руководителями ведущих вузов Украины в течение последнего года после вступительной кампании-2009. В итоге в правила поступления были внесены существенные коррективы: в частности, теперь на каждую специальность в вузе разрешено зачислять не более чем 25% льготников от общего числа принятых на бюджетную форму обучения. Подчеркну, что еще на первой зимней сессии мы сделали анализ успеваемости льготников – и многие из них вообще не выдерживали сессию, либо сдавали ее с очень низкими показателями. Так кого же мы берем на обучение, что же это будут за специалисты?! Из желания поддержать льготами вырастает проблема государственной важности, и рассматривать ее надо с государственной позиции. Может быть, ввести для инвалидов, чернобыльцев другие льготы? Предоставлять им лечение бесплатное, давать путевки в санатории, улучшать их жилищно-бытовые условия, для поступления проводить бесплатные подготовительные курсы, нанимать лучших репетиторов за счет государства. Но поступать они должны наравне с другими детьми и зачисляться по уровню знаний.

Кроме баллов теста при поступлении учитывается и средняя оценка школьного аттестата…

Почему это оказалось необходимым? Потому что последние два года многие школьники сосредотачивали внимание на профильных дисциплинах для поступления в вуз, а остальные можно было не учить. И подавали документы в университет, имея, мягко говоря, посредственный аттестат. Была ситуация, что во многих школах учителя жаловались, что дети не посещают их предметы. Так какой же общеобразовательный уровень будет такого ученика, если он физикой не занимался, химией тоже, не уделял внимание биологии?! Известно, что у нас перевес гуманитариев и все меньше желающих посвятить себя точным наукам. Так надо обеспокоить общество этим. Одними только юристами и экономистами экономику не поднимешь в стране, вот в чем дело.

А есть ли у вас ноу-хау, как заинтересовать технарей?

Все просто – нужно открывать новые специальности, которые необходимы обществу. И мы поступаем именно так: в прошлом году на радиофизическом факультете ввели специальность «Компьютерная инженерия». И сразу – семь человек на место, хотя обычно на этом факультете конкурс полтора-два абитуриента. А ведь сообщили об этой специальности накануне вступительной кампании, и все равно желающих оказалось более чем достаточно. Объявили на факультете кибернетики набор на специальность «Системный анализ» – то же самое. Вот так мы решаем государственную задачу привлечения молодежи к изучению физики, математики, химии и так далее. Такой рецепт – открывать специальности по новейшим направлениям науки, специальности, которые сегодня востребованы обществом.

Как вы оцениваете решение Министерства образования о свободном выборе языка тестирования?

По инициативе Министерства введено дополнение, что абитуриент имеет право проходить тестирование на том языке, на котором он обучался. Это совершенно правильно и имеет большое социальное значение. Так же, как и еще одно новшество: теперь мы можем принимать документы у абитуриента, если у него по непрофилирующей дисциплине показатель меньше, чем 124 балла. Например, парень или девушка прекрасный математик, но украинский язык не шел ему, либо он практически не изучал его. Из него мог бы получиться прекрасный математик или биолог, или физик, но до сих пор мы не могли принять его на учебу. А теперь мы можем взять его, но только в том случае, если при низком показателе за язык по профилирующему предмету у него не менее 170 баллов.
К слову, это положение поможет тем, кто в последние годы именно по этой причине не смог реализовать свою мечту учиться. К примеру, в нашем вузе сейчас те, кто окончил школу два–три года назад, могут подавать документы на поступление. А те, кто получил среднее образование до 2007-го и сдавал еще экзамены, могут поступать на заочную форму обучения, тоже экзаменуясь.

Тогда будет столпотворение в приемных комиссиях…

Нет, надеюсь, прошлогоднего ажиотажа удастся избежать – Министерством была поддержана инициатива Союза ректоров ограничить число учебных заведений, куда абитуриенты имеют право подавать документы. Так что избранных для поступления вузов будет не восемь–десять, как у некоторых абитуриентов в прошлом году, а максимум пять, и подавать документы в один вуз можно не более чем на три специальности. Это разгрузит работу приемной комиссии и поспособствует более четкой профессиональной ориентации выпускников школы. Но конкурс будет: 450 тыс. участников в 2010-м проходят тестирование – это примерно на уровне прошлого года. И еще: именно для того чтобы избежать очередей, мы вводим дистанционную подачу документов – она еще не началась, но уже 60 человек зарегистрировались! Вот еще о какой проблеме хотелось бы сказать: мы, к сожалению, при отборе не можем оценить способность поступающего к самостоятельному мышлению, его ориентацию в общих знаниях. В высших учебных заведениях европейских государств есть традиция дополнительного вступительного собеседования с комиссией преподавателей – поговорить с абитуриентом, проверить его мотивацию. Но, когда мы это предложили, пошли разговоры, будто это вводится еще один экзамен, идет возвращение назад, ведет к коррупции в системе образования. Нас неправильно поняли: имелся в виду творческий конкурс, подобный тому, который обязательно проводится при поступлении на творческие специальности. Возможно, спустя еще какое-то время все-таки придем к пониманию, что такое собеседование необходимо.

Прокомментируйте, пожалуйста, еще одно утверждение Министерства образования, что стоимость качественного обучения в вузе не может быть ниже 10 тыс. грн в год.

Речь идет вот о чем: в стоимость обучения входит оплата за отопление, ремонт, комфорт аудиторий, условия в общежитиях – все это в различных вузах разное. Далее стоимость обучения зависит от уровня аккредитации учебного заведения. Еще важно, кто читает лекции, каков уровень преподавания – у нас, например, 500 докторов и профессоров и 1 200 кандидатов наук, доцентов. А лабораторные занятия, материально-техническая база – электричество, реактивы, – все это деньги, и немалые. Да, разным должен быть уровень оплаты. Но финансисты подсчитали, что меньше 10 тыс. грн в год стоимость качественного обучения студента быть не может. Просчитаны все аспекты, и сделан вывод: если учебное заведение предлагает учить дешевле этой цены, это спекуляция на знаниях, на реальной стоимости диплома как свидетельства определенного уровня знаний и умений. Но некоторые вузы, чтобы не остаться без работы, демпингуют, занижая цены и для наших студентов, и для иностранцев.

Министр образования Дмитрий Табачник только что объявил войну фирмам и фирмочкам, производящим «за умеренную плату» дипломные и курсовые работы, – по его словам, будет ужесточен уровень требований к тому, чтобы студент учился самостоятельно…

Это правильная постановка вопроса. Сегодня качество образования – главная задача вузов. Чтобы быть конкурентоспособным человеком в мире. Болонский процесс адаптируется к украинским реалиям. Так вот, кредитно-модульная система – это на сегодня самый реальный метод контроля за систематической работой студентов. Раньше модно было выступить на семинаре и гулять дальше. Сейчас кредитно-модульная система заставит студентов работать. Учащийся все время под контролем и получает оценку за каждое занятие. Все это прозрачно, все баллы суммируются, и все студенты знают, сколько кто заработал за семестр баллов. Более универсальной системы контроля я не знаю.

Как решается проблема трудоустройства выпускников, остро вставшая во время нынешнего кризиса?

Что касается трудоустройства выпускников, мы исходим из того, что работодатель сейчас очень четко ориентируется и знает, кто именно ему нужен при приеме на работу. Еще лет семь назад все было по-другому: «а ну-ка, покажи диплом», и, если в дипломе запись «юрист» или «экономист», берут на работу. Сейчас уже смотрят на то, какой именно вуз выдал диплом, и это нас обнадеживает: наши выпускники на рынке труда котируются. Но общая ситуация по оформлению молодежи на работу достаточно сложная, и у нас действуют несколько центров по трудоустройству и студентов, и выпускников – и при ректорате, и при студенческом парламенте. Хотя тревожной информации о том, что есть безработные выпускники, у нас нет.

Чем объяснить то, что Киевский национальный университет лидирует среди высших учебных заведений Украины, но ни его, ни любого другого вуза нет в авторитетных мировых образовательных рейтингах?

Потому что за границей и у нас разные системы оценивания. Московский государственный университет, наш побратим, недавно развернул широкую кампанию за непризнание мирових рейтингов. И несколько месяцев назад туда приезжали те, кто делает рейтинги, и им были заданы вопросы о единых стандартах оценивания. К примеру, уровень финансирования вузов в таких рейтингах оценивается очень высоко, в то время как уровень научной работы и научные достижения вообще не учитываются. Нужно унифицировать систему оценивания для всех мировых вузов, и тогда мы окажемся среди них на достойном месте.

Інформаційно-обчислювальний центр університету

© Всі права захищені 1995-2024